Шульга Елена, воспитатель

Мастер-класс для педагогов по театрализованной деятельности дошкольников Тема: «Куклы своими руками»

9 февраля 2024 в 20:08

Звучит музыка! Вход воспитателей в зал!

Воспитатель:

- Наденьте маски, господа!
Мы начинаем представленье!
Под маской скроем мы себя,
Сей публике на умиленье 

(Распределение педагогам масок по цвету

для дальнейшего изготовления шагающих кукол)

Маски 

Воспитатели 1 мл, оранжевый – 3 воспитателя – (домик, лиса,елка)

2 мл., средняя, старшая – зеленые – 3 воспитателя – (медведь, колобок, елочка)

подготовительная – желтые – 2 воспитателя – (волк, заяц )

Музыкальный руководитель, старший воспитатель, инструктор по физо– синие - (дед, бабка, елочка)

Прошу  вас пройти за кулисы соответствующего  цвета!

(рассаживание: столики - кулисы по цвету масок)

 - Расслабьтесь, господа, расслабьтесь.
И станьте те, какие вы и есть!
Глаза не лгут, а в золоченной рамке
Их выраженья точно не прочесть.

Скажи мне маска, что скрываешь,
От толп, сих шумных, за собой?
Какую тайну мыслей ты ласкаешь? 
Какую радость, а быть может боль?
Кто ты?  Кто ты на самом деле?
Что представляешь ты  собой -
Где ты живешь, в какой ты вере?
Глупец, ты, гений или  так - изгой?

Да! Господа, большая сцена здесь театра, 
Где все актеры, и не так важна их роль,
И эта  мишура искриться, как бриллианты,
И каждый чувствует-он главный здесь герой!
Под выразительным разрезом, в черных дырах, 
Искрятся озорством напыщенным глаза,
А вот Пьеро, и он не так печален, 
И бутафорная стекает по лицу его слеза.

Музыка умолкает!

 - Снимайте маски господа,  снимайте! 
Сорвите с ваших лиц их поскорее после бала,
Ведь это только все - всего лишь мишура!
Не оставляйте их, чтоб жизнь вам не солгала!

 - Вот таким театральным действом хотелось бы начать свой мастер-класс по театрализованной деятельности. Все вы уже догадались, о чем сегодня пойдет речь.

( о театре)

2 слайд 

Цель мастер-класса:

 - Создать благоприятную психологическую атмосферу в процессе совместной интегрированной  деятельности с участием воспитателей, позволяющую участникам мастер-класса по новому взглянуть на работу по театрализованной деятельности с воспитанниками и родителями, сформировать умение находить педагогически правильные решения проблемных ситуаций

 - Систематизировать знания педагогов о видах настольного кукольного театра

 - Развивать фантазию, ассоциативное, творческое мышление, стимулировать желание проявлять инициативу

 - Закрепить навыки работы в коллективе

Данный мастер-класс я запланировала  провести в форме деловой игры. В процессе работы нам предстоит решать определенные педагогические задачи, находить ответы на проблемные вопросы, приходить к общему мнению, активно и творчески выражать себя в деятельности.

Театрализованная деятельность в детском саду явление в наше время не редкое. Она многогранна и многолика. Отношение к театрализованной деятельности, ее специфике, тем не менее, не одностороннее.

Как и в любой деятельности в ней есть свои «плюсы» и «минусы». В  этом я не раз убеждалась на  практике работы с детьми,  родителями, педагогами.

Итак, давайте порассуждаем и выявим все отрицательные и положительные моменты в работе с детьми, в претензиях родителей, в сложности воплощения театральных моментов у педагогов.

 3 слайд

Итог выглядел так:

 ПЛЮСЫ

МИНУСЫ

 - 1. Эмоциональный всплеск, подъем перед выступлением! (радость ожидания, творческое нетерпение, здоровое волнение)

- 2. Ситуация успеха, радости – эмоции

 - 3. Возможность проявить себя, самовыражение, самооценка, способности и таланты

 - 4. Знания, умения, навыки, которые приобретает ребенок. Познание нового. Знания об окружающем мире. Осознание содержания.

5.- Развитие мелкой моторики, координация, плавность, переключаемость движений.

 - 6. Способность к импровизации

 - 7. Ассоциативное мышление, внимание, память, интуиция, фантазия, воображение

 - 8. Целеустремленность, решительность, трудолюбие, самостоятельность.

 - 9. Развитие речи - мелодико-интонационная сторона, выразительность речи

 - 10. Духовно – нравственные аспекты героев – качества личности – коррекция поведения.  Духовные потребности. Формируется опыт нравственного поведения.

11. – Формирование эстетического вкуса

- 12. Общительность. Место в социуме

 - 13. Умение дружить. Договариваться в коллективе

- 1. Никакого зрелища в детском саду быть не должно!

- 2. Страх, зажатость детей! Травмирует ребенка

 - 3. Работать за похвалу!

Нельзя хвалить ребенка за то, что он хороший актер! (выучил слова, вовремя топнул ножкой)

 - 4. Не все дети задействованы! (30-40 %) (родители хотят видеть свое чадо во всех проявлениях)

 - 5. Репетиции и прогоны (большее время индивидуальная  работа)

- 6. Однотонность материала – из группы в группу переходит один и тот же набор масок, шапочек, костюмов

 - 7.Не понимание родителями (культура поведения, внешний вид, первые ряды, активные зрители)

Вывод: Плюсов в использовании театрализованной деятельности в работе на развитие ребенка - дошкольника больше!

А сейчас предлагаю решить педагогические ситуации.

Педагогические ситуации:

1.Закончился праздник, дети участвовали в театрализации сказки.

Воспитатель говорит ребенку: «Ты - хороший актер!»

Какова обратная сторона медали этой похвалы?

2.На драматизации сказки в зале отведены места:

1 ряд – малыши-зрители

2 ряд – дети-участники

3 ряд - родители

Такое размещение категорически не устраивает родителей. Ваши действия?

3.Объясните взрослым людям (родителям), что синие бахилы поверх уличной обуви не уместны в детском саду.

4.После утренника мама подходит к музыкальному руководителю и незамедлительно требует дать ее ребенку главную роль. Что должен ответить музыкальный руководитель в такой ситуации?

5.Всем!

На детском празднике все веселятся и скачут, а один ребенок стоит у стены и ни с кем не общается, ни участвует в действии. И стихотворение для утренника он выучил, но выходить на сцену отказался. Постеснялся… Как работать с таким ребенком? Не привлекать его? (ответы педагогов)

 

-Многие дети с удовольствием участвуют в спектаклях: надевают костюмы, говорят и действуют от имени сказочных персонажей. Однако для некоторых дошкольников выход на сцену - серьёзное испытание.

Поэтесса Л. Фадеева в стихотворении «Первое выступление» очень точно передала эмоциональное состояние ребёнка в такой момент:

Стою на сцене.

Зал затих.

И я молчу:

Не вспомнить стих!

Стою и думаю о том,

Сейчас реветь или потом.

Вывод:

Ребёнок стесняется? Дайте ему куклу!

Чтобы помочь эмоционально зажатым детям, мы используем кукол. Психологически прячась за игрушку, выступая от её имени, ребёнок становится более открытым и смелым в контактах с окружающими, начинает примерять на себя разные модели социального поведения.

Куклы существуют столько, сколько существует человек.

Дети, вне зависимости от пола, любят играть с куклой.

Регулярные занятия с театральными куклами помогают детям преодолеть свой страх и стеснение, решиться выступить перед залом, и громко и выразительно произнести текст и услышать в свой адрес первые аплодисменты.

В работе с детьми мы используем разных кукол, различные виды театров.

4 слайд Какие виды кукольных театров вы знаете? (ответы педагогов)

 Каждый вид кукольного театра имеет свои особенности.

5слайд Сегодня я хотела бы подробнее остановиться на видах плоскостного театра:

6 слайд ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Шагающие куклы!

 Способ театрализации  или игры с такой куклой очень прост, понятен и интересен детям.

Если пальчики просунуть в отверстия, то у куклы появятся ножки - ребёнок может свободно бегать, прыгать, читать стихи, петь.

7 слайд Идея работы с таким театром мне видится более успешной и увлекательной для детей  в младших и средних группах детского сада.

Сегодня мы изготовим шагающие куклы сами своими руками. Вы тоже можете предложить родителям изготовить такой несложный театр с детьми  в своей  семье.

8 слайд Спасибо за внимание!

9 февраля 2024 в 20:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.