Шульга Елена, воспитатель
Мастер – класс на тему: Народные игры - как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.9 февраля 2024 в 19:45 Педагог приглашает участников мастер-класса : Здравствуйте, гости дорогие, Гости званные и желанные. Красивые молодые, Застенчивые и боевые! Гости на пороге - Хозяйке радость! Для Вас и место готово. Красному гостю – красное место. Мы с вами живем в удивительное время. В котором происходит много разных открытий, люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и много лет назад: дети растут, играют и через игры познают мир, усваивают нравственные ценности и перенимают навыки и умения старшего поколения. Недаром говорят, если вы хотите узнать душу ребенка, приглядитесь, как и во что играют ваши дети. Поэтому, сегодня я вам предлагаю отправиться в удивительный мир народных игр. Уважаемые коллеги! Сегодня мастер – класс будет посвящён русским народным играм. 2слайд Цель мастер-класса: привлечение внимания к вопросу нравственно-патриотического воспитания педагогов, повышение знаний в области народных игр. Задачи: -распространить педагогический опыт работы по пропаганде народных игр; -расширить представление и обогатить педагогические умения педагогов по вопросам нравственно — патриотического воспитания дошкольников; -расширить кругозор участников мастер-класса при разучивании народных игр, повысить интерес к национальным играм. - творческое общение участников творческих коллективов. Воспитатель: Дети дошкольного возраста очень любят фантазировать. Вместе с педагогами они часто отправляются в воображаемые путешествия. Вот и мы с вами сегодня отправимся в путешествие. Представьте себе мир, в котором жили наши предки. Не было городов, высоких домов, машин, электричества 3 слайд (показ слайдов с изображением семьи и быта прошлого). Избы были большими и просторными. Вечерами за большим столом собиралась вся семья (Фоном звучит народная песня) Так и нас всех, собравшихся сегодня, можно назвать одной большой семьёй. Итак, вся семья в сборе! Как говорится, сядем рядком да поговорим ладком. Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды». Воспитывая ребёнка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребёнком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Давайте выясним, знаем ли мы, что такое нравственность, мораль, доброта и другие нравственные понятия. На каждом столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей, разделённые пополам. Надо собрать каждое высказывание (играет музыка) 4слайд (проверка задания) 1.«Воспитание — лучший припас к старости» (Аристотель). 2. «Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости» (Эмиль Золя). 3.«Любовь к родителям — основа всех добродетелей» (Цицерон). 4. «Нет места милее родного дома» (Цицерон). 5. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители— пример тому» (Себастьян Рант). 6. «Кто людям добра желает, тот сам его добывает» 7. «Не привыкай к безделью, учись рукоделью» 8. «Своя земля и в кулачке родная» 9. «Уважай отца и мать будет в жизни благодать» «Очень важно с малых лет учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином» (В. А. Сухомлинский). 5 слайд. Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле. Существуют разнообразные формы и методы воспитания у детей нравственных и патриотических чувств. Одним из таких «ценных» методов является –народная игра. (о которой и пойдёт речь). Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на протяжении веков и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. В народных играх ребёнок знакомится с привычками и обычаями народа, семейной жизни, знакомой окружающей среды, приобщается к истокам прошлого Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т.к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития. Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками 6слайд При выборе игр для детей следует учитывать следующие факторы: 1. Возраст играющих. Для младших дошкольников следует выбирать наиболее простые игры (Игра «У медведя во бору»,
2. Место для проведения игр. Народные игры могут проводиться в группе, в зале, на воздухе. Если они проходят в помещении, его необходимо хорошо проветрить. 3. Количество участников игры. Необязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей на подгруппы. Участие в игре должно быть интересно для каждого ребенка. 4. Атрибуты для игр должен быть подготовлен заранее в достаточном количестве. 5. Знание правил игры. Объясняя детям правила, воспитатель должен встать так, чтобы его все видели. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (действие очень многих народных игр происходит в круге - хоровод, но не в его середину. Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов и всего игрового действа. 6. Выбор водящего лучше всего делать с помощью считалок, которые нравятся детям. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределить трудную и опасную работу между людьми. Позже, когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид Игра должна быть вовремя закончена. Оснований для этого много: интерес детей к игре, физическая нагрузка, полученная во время игры, режимные моменты дня. Необходимо закончить игру раньше, чем она надоест детям, чтобы у них сохранилось желание поиграть в нее еще раз. Любая игра завершается подведением итогов. Главное здесь-это мнение детей. Воспитатель обращается к детям с вопросами: понравилась ли игра, что в ней было наиболее интересного, кто из детей был самым ловким и быстрым. Мы считаем, что использование народных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям. 7слайд Практическая часть: - А сейчас, уважаемые коллеги я предлагаю Вам окунуться в мир русских народных игр, превратиться в детей и немного поиграть. Каждый из вас вытяните считалочку и прочитайте ее выразительно. Предлагаю считалочки: 1. Белки зайцев угощали И морковку подавали. Все орешки сами съели А тебе водить велели! 2. Аист - аист, аист - птица, Что тебе ночами снится? Мне - болотные опушки, - А еще? - Еще лягушки! Их ловить, не изловить. Вот и все, тебе водить! 3. Мы собрались поиграть. Ну кому же начинать? Раз, два, три – Начинаешь водить ты! 4. Гномик золото искал И колпак свой потерял! Сел, заплакал: "Как же быть?" Выходи, тебе водить! 5. Катится яблочко С крутой горы. Кто поднимет - тот уйди! 6. Плыл по морю чемодан, В чемодане был диван, А в диване сидел слон, Кто не верит - выйди вон! 7. Раз, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, Восемь, девять, десять Выплывает Белый месяц! Кто до месяца дойдет Тот и прятаться пойдет. 8. Катилось яблочко Мимо сада, Мимо огорода, Мимо частокола; Кто его поднимет, Тот вон пойдет! 9. Таря – Маря В лес ходила, Шишки ела - нам велела. А мы шишки Не едим Таре - Маре отдадим! 8слайд 1.Хороводная игра «Дударь» Дети становятся в круг, выбирают ведущего - Дударя и, взявшись за руки, ходят по кругу и поют: "Дударь, Дударь, Дударище, Старый-старый, старичище. Его во колоду, Его во сырую, Его во гнилую". Пропев песню, спрашивают: "Дударь, Дударь, что болит? " Дударь отвечает: "Нога" (или уши, рука, спина, нос соседа, пятка соседа и т. д.) Все находящиеся в хороводе, берутся за больное место соседа, которое произнес Дударь, и снова идут по кругу. Так 3 -4 раза, после чего на вопрос «Что болит?», Дударь отвечает: «Здоров! Вас ловлю». Все разбегаются, а кого поймает, тот и становится на его место.
9слайд 2.Игра «Плетение» Правила: Для проведения игры приглашаются участники по количеству лент, один из участников держит все ленты с одного края, оставляя одну ленту для ведущего (по принципу «ткацкого станка»). По сигналу через одного, участники поднимают и опускают ленты, а ведущий пропускает свою ленту под лентами участников. 10слайд 3.Игра «Охотники» Правила: Для участия приглашаются две команды, необходимо каждому участнику по сигналу пройти на лыжах до отметки и вернуться к своим командам, передав эстафету. 11слайд 4.Игра «Знакомство» (хороводная игра) Правила: Выстраиваются рядышком два круга, в центре каждого круга по одному участнику, которые держат платок над головами проходящих. Под музыку участники водят хоровод. По окончании музыки тех, кого платок накрыл, обнимаются и знакомятся. 12слайд 5.Игра «Пирог» Играющие делятся на две команды. Команды становятся напротив друг друга. Между ними садится «пирог» (в шапочке пирога) Перед игрой: потешка: Хлебом солью всех встречаем Самовар на стол несем Мы за чаем не скучаем Поговорим о том о сем. Затем все дружно начинают расхваливать пирог. -Экий он высоконький, да экий он мяконький, экий он широконький, режь его да ешь! После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к пирогу. Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На его место садится ребёнок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд. 13слайд 6.Игра «Заря» Игроки образуют круг, руки держат за спиной, а один из играющих- заря- ходит сзади с лентой и говорит: - Заря – зарница, красная девица, По полю ходила, ключи обронила, Ленты голубые, кольца обвитые – за водой пошла! С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, берёт ленту, и они быстро бегут в разные стороны по кругу и стараются занять свободное место. Кто останется без места становится зарёй. 14слайд 7.игра «Большой мяч». Для игры нужен большой мяч. Играющие берутся за руки и становятся в круг. Водящий с мячом становится в середине круга и старается выкатить мяч из круга ногами. Тот, кто пропустит мяч между ногами, становится водящим, но остается за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему надо вкатить мяч в круг, играющие опять поворачиваются лицом к центру, а в середину встает пропустивший мяч. Игра повторяется. Правила игры. Играющие в течение всей игры не берут мяч в руки, а перекатывают его только ногами. И в завершении мастер-класса я предлагаю провести блиц-опрос по теме «Народные игры» Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди. - Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка) - Главная роль в народной игре? (водящий) - Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры) - Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего) - Где используются народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок) - Какие физические качества воспитываются в народных играх? (смелость, ловкость, выносливость) - Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора) - Что является сигналом к действию в народной игре? (слово) Мастер – класс завершаем и предлагаем вам словесную игру «Доскажи словечко». «Доскажи словечко». Мы сегодня не устали, Потому что …. (поиграли). Много нас собралось вместе, Было очень … (интересно). Народные игры показали. Новых много мы…. (узнали). Разные народные Игры хороводные Не пристало забывать, Будем чаще в них….(играть). На такой оптимистической ноте мне бы хотелось закончить наше практическое занятие, на котором мы отдохнули и набрались сил для дальнейшей работы. Чем дальше в будущее смотрим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим. Хоть новому принадлежим. Времена теперь другие, Как и мысли и дела – Умный, сильный наш народ Далеко глядит вперед. Но приданья старины забывать мы не должны. 15слайд Спасибо за внимание! Приложение: 9 февраля 2024 в 19:45
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.