Шульга Елена, воспитатель

Мастер – класс на тему: Народные игры - как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

9 февраля 2024 в 19:45

Педагог приглашает участников мастер-класса :

Здравствуйте, гости дорогие, Гости званные и желанные. Красивые молодые, Застенчивые и боевые! Гости на пороге - Хозяйке радость! Для Вас и место готово. Красному гостю – красное место.

Мы с вами живем в удивительное время. В котором происходит много разных открытий, люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и много лет назад: дети растут, играют и через игры познают мир, усваивают нравственные ценности и перенимают навыки и умения старшего поколения.

Недаром говорят, если вы хотите узнать душу ребенка, приглядитесь, как и во что играют ваши дети. Поэтому, сегодня я вам предлагаю отправиться в удивительный мир народных игр.

Уважаемые коллеги! Сегодня мастер – класс будет посвящён русским народным играм.

2слайд 

Цель мастер-класса: привлечение внимания к вопросу нравственно-патриотического воспитания педагогов, повышение знаний в области народных игр.

Задачи:

-распространить педагогический опыт работы по пропаганде народных игр;

-расширить представление и обогатить педагогические умения педагогов по вопросам нравственно — патриотического воспитания дошкольников;

-расширить кругозор участников мастер-класса при разучивании народных игр, повысить интерес к национальным играм.

- творческое общение участников творческих коллективов.

Воспитатель: Дети дошкольного возраста очень любят фантазировать. Вместе с педагогами они часто отправляются в воображаемые путешествия. Вот и мы с вами сегодня отправимся в путешествие.

Представьте себе мир, в котором жили наши предки. Не было городов, высоких домов, машин, электричества

3 слайд  (показ слайдов с изображением семьи и быта прошлого).

Избы были большими и просторными. Вечерами за большим столом собиралась вся семья (Фоном звучит народная песня)

Так и нас всех, собравшихся сегодня, можно назвать одной большой семьёй.

Итак, вся семья в сборе! Как говорится, сядем рядком да поговорим ладком.

 Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».

Воспитывая ребёнка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребёнком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

 Давайте выясним, знаем ли мы, что такое нравственность, мораль, доброта и другие нравственные понятия.

На каждом столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей, разделённые пополам. Надо собрать каждое высказывание (играет музыка)

4слайд (проверка задания)

1.«Воспитание — лучший припас к старости» (Аристотель).

2. «Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости» (Эмиль Золя).

3.«Любовь к родителям — основа всех добродетелей» (Цицерон).

4. «Нет места милее родного дома» (Цицерон).

5. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители— пример тому» (Себастьян Рант).

6. «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»

7. «Не привыкай к безделью, учись рукоделью»

8. «Своя земля и в кулачке родная»

9. «Уважай отца и мать будет в жизни благодать»

«Очень важно с малых лет учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином» (В. А. Сухомлинский).

5 слайд. Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле.

Существуют разнообразные формы и методы воспитания у детей нравственных и патриотических чувств.

Одним из таких «ценных» методов является –народная игра. (о которой и пойдёт речь).

Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на протяжении веков и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. В народных играх ребёнок знакомится с привычками и обычаями народа, семейной жизни, знакомой окружающей среды, приобщается к истокам прошлого

 Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т.к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками

6слайд При выборе игр для детей следует учитывать следующие факторы:

1. Возраст играющих. Для младших дошкольников следует выбирать наиболее простые игры (Игра «У медведя во бору»,
Игра «Гуси-лебеди», Игра: «Зайка беленький сидит и ушами шевелит… », «По ровненькой дорожке»,  «Карусели» и д.р. )  постепенно усложняя их к старшему возрасту. С  детьми подготовительной группы, можно играть в такие игры, как « Ручеек»  , «Водяной», « Дударь» ,  « Кукушка» , « Бабушка Маланья».

2. Место для проведения игр. Народные игры могут проводиться в группе, в зале, на воздухе. Если они проходят в помещении, его необходимо хорошо проветрить.

3. Количество участников игры. Необязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей на подгруппы. Участие в игре должно быть интересно для каждого ребенка.

4. Атрибуты для игр должен быть подготовлен заранее в достаточном количестве.

5. Знание правил игры. Объясняя детям правила, воспитатель должен встать так, чтобы его все видели. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (действие очень многих народных игр происходит в круге - хоровод, но не в его середину. Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов и всего игрового действа.

6. Выбор водящего лучше всего делать с помощью считалок, которые нравятся детям.

Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределить трудную и опасную работу между людьми. Позже, когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид

Игра должна быть вовремя закончена. Оснований для этого много: интерес детей к игре, физическая нагрузка, полученная во время игры, режимные моменты дня. Необходимо закончить игру раньше, чем она надоест детям, чтобы у них сохранилось желание поиграть в нее еще раз. Любая игра завершается подведением итогов. Главное здесь-это мнение детей. Воспитатель обращается к детям с вопросами: понравилась ли игра, что в ней было наиболее интересного, кто из детей был самым ловким и быстрым.

Мы считаем, что использование народных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.

7слайд Практическая часть:

- А сейчас, уважаемые коллеги я предлагаю Вам окунуться в мир русских народных игр, превратиться в детей и немного поиграть.

Каждый из вас вытяните считалочку и прочитайте ее выразительно.

Предлагаю считалочки:

1. Белки зайцев угощали

И морковку подавали.

Все орешки сами съели

А тебе водить велели!

2. Аист - аист, аист - птица,

Что тебе ночами снится?

Мне - болотные опушки,

- А еще?

- Еще лягушки!

Их ловить, не изловить.

Вот и все, тебе водить!

3. Мы собрались поиграть.

Ну кому же начинать?

Раз, два, три –

Начинаешь водить ты!

4. Гномик золото искал

И колпак свой потерял!

Сел, заплакал: "Как же быть?"

Выходи, тебе водить!

5. Катится яблочко

С крутой горы.

Кто поднимет - тот уйди!

6. Плыл по морю чемодан,

В чемодане был диван,

А в диване сидел слон,

Кто не верит - выйди вон!

7. Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять

Выплывает

Белый месяц!

Кто до месяца дойдет

Тот и прятаться пойдет.

8. Катилось яблочко

Мимо сада,

Мимо огорода,

Мимо частокола;

Кто его поднимет,

Тот вон пойдет!

9. Таря – Маря

В лес ходила,

Шишки ела - нам велела.

А мы шишки

Не едим

Таре - Маре отдадим!

8слайд

1.Хороводная игра 

«Дударь»

Дети становятся в круг, выбирают ведущего - Дударя и, взявшись за руки, ходят по кругу и поют:

"Дударь, Дударь, Дударище,

Старый-старый, старичище.

Его во колоду,

Его во сырую,

Его во гнилую".

Пропев песню, спрашивают:

"Дударь, Дударь, что болит? "

Дударь отвечает: "Нога" (или уши, рука, спина, нос соседа, пятка соседа и т. д.)

Все находящиеся в хороводе, берутся за больное место соседа, которое произнес Дударь, и снова идут по кругу. Так 3 -4 раза, после чего на вопрос «Что болит?», Дударь отвечает: «Здоров! Вас ловлю». Все разбегаются, а кого поймает, тот и становится на его место.

 

9слайд

2.Игра «Плетение»

Правила: Для проведения игры приглашаются участники по количеству лент, один из участников держит все ленты с одного края, оставляя одну ленту для ведущего (по принципу «ткацкого станка»). По сигналу через одного, участники поднимают и опускают ленты, а ведущий пропускает свою ленту под лентами участников.

10слайд

3.Игра «Охотники»

Правила: Для участия приглашаются две команды, необходимо каждому участнику по сигналу пройти на лыжах до отметки и вернуться к своим командам, передав эстафету.

11слайд

  4.Игра «Знакомство» (хороводная игра)

Правила: Выстраиваются рядышком два круга, в центре каждого круга по одному участнику, которые держат платок над головами проходящих. Под музыку участники водят хоровод. По окончании музыки тех, кого платок накрыл, обнимаются и знакомятся.

12слайд

5.Игра «Пирог»

Играющие делятся на две команды. Команды становятся напротив друг друга. Между ними садится «пирог» (в шапочке пирога)

Перед игрой: потешка: Хлебом солью всех встречаем

Самовар на стол несем

Мы за чаем не скучаем

Поговорим о том о сем.

Затем все дружно начинают расхваливать пирог.

-Экий он высоконький, да экий он мяконький, экий он широконький, режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к пирогу. Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На его место садится ребёнок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

13слайд

6.Игра «Заря»

Игроки образуют круг, руки держат за спиной, а один из играющих- заря- ходит сзади с лентой и говорит:

- Заря – зарница, красная девица, По полю ходила, ключи обронила, Ленты голубые, кольца обвитые – за водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, берёт ленту, и они быстро бегут в разные стороны по кругу и стараются занять свободное место. Кто останется без места становится зарёй.

14слайд

7.игра «Большой мяч».

Для игры нужен большой мяч.  Играющие берутся за руки и становятся в круг. Водящий с мячом становится в середине круга и старается выкатить мяч из круга ногами. Тот, кто пропустит мяч между ногами, становится водящим, но остается за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему надо вкатить мяч в круг, играющие опять поворачиваются лицом к центру, а в середину встает пропустивший мяч. Игра повторяется.

Правила игры. Играющие в течение всей игры не берут мяч в руки, а перекатывают его только ногами.

И в завершении мастер-класса я предлагаю провести блиц-опрос по теме «Народные игры»

Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди.

- Какие атрибуты используются в русских народных играх(палочка, платочек, мяч, игрушка)

- Главная роль в народной игре(водящий)

- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

- Где используются народные игры(в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)

- Какие физические качества воспитываются в народных играх(смелость, ловкость, выносливость)

- Откуда берётся речевой материал для народных игр(из народного фольклора)

- Что является сигналом к действию в народной игре(слово)

Мастер – класс завершаем и предлагаем вам словесную игру «Доскажи словечко».

«Доскажи словечко».

Мы сегодня не устали,

Потому что …. (поиграли).

Много нас собралось вместе,

Было очень … (интересно).

Народные игры показали.

Новых много мы…. (узнали).

Разные народные

Игры хороводные

Не пристало забывать,

Будем чаще в них….(играть).

На такой оптимистической ноте мне бы хотелось закончить наше практическое занятие, на котором мы отдохнули и набрались сил для дальнейшей работы.

Чем дальше в будущее смотрим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим. Хоть новому принадлежим. Времена теперь другие, Как и мысли и дела – Умный, сильный наш народ Далеко глядит вперед. Но приданья старины забывать мы не должны. 15слайд

Спасибо за внимание!

Приложение:

9 февраля 2024 в 19:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.